Опытно-конструкторское бюро "СОКОЛ"
О предприятии История Вакансии Контакты
(843) 571-44-38
Наши разработки
Комплекс воздушной мишени "Дань"
Комплекс БЛА "Дань-БАРУК"
Комплекс БЛА экологического мониторинга "Данэм"



История

"Опытно-конструкторское бюро "Сокол" было основано в 1959 году на базе студенческого Опытно-конструкторского бюро Казанского Авиационного Института и Казанского авиационного завода (Казанского Авиационного Промышленного Объединения имени С. П. Горбунова), и первоначально, до 1982 года, называлось ОКБ спортивной авиации (ОКБ СА).
Тематика первых десяти лет: спортивные и учебные планеры, которые конструировались и строились  на  высоком научно-техническом уровне, широко использовались в системе ДОСААФ:
   - КАИ-11 (Рис. 1) - планер первоначального обучения, разработан в ОКБ КАИ в 1957 году, запущен в серию. ОКБ СА осуществляло сопровождение серии до 1961 года;



Рис.1.КАИ-11 - планер первоначального обучения

   - КАИ-14 (Рис. 2) - планер стандартного класса, разработка начата  ещё  в ОКБ КАИ, завершена в 1961г. в ОКБ СА, рекомендован в серийное производство. Выпущена небольшая серия. Планер был неоднократным призером международных соревнований.
   - КАИ-19 (Рис. 3) - планер открытого класса, разработка завершена в 1963 году, рекомендован в серию. На опытных образцах установлено 5  мировых рекордов. 

Рис. 2  Планер стандартного класса КАИ-14

Рис. 3 Планер открытого класса КАИ-19

   - СА-9 (Рис. 4) - планер первоначального обучения, разработка  завершена в 1969 году, рекомендован в серию.
  
- СА-7У (Рис. 5) - учебно-тренировочный планер, разработка  завершена  в 1971 году, рекомендован в серию.
  
- СА-8Т - планер  стандартного  класса, разработка  закончена  в 1972 году, рекомендован в серию.

Рис. 4 Планер первоначального обучения СА-9

Рис. 5 Учебно-тренировочный планер СА-7У

В 1968 году ОКБ приступает к разработке самолётов-мишеней на базе серийных самолётов с небольшим остаточным ресурсом.

Первой такой разработкой стал самолёт-мишень М-19 (Рис. 6) на базе самолётов МИГ-19  различных модификаций. В 1969 году эта мишень была запущена в  серийное  производство.

Затем началось переоборудование самолетов МИГ-17 различных  модификаций в самолёт-мишень  М-17 (Рис. 7), который  был  запущен  в  серийное производство в 1970г.

Рис. 6 Самолет-мишень М-19

Рис. 7 Самолет-мишень М-17

Помимо этого в ОКБ в то время занимались и космической  тематикой. Был разработан и изготовлен полунатурный макет спускаемого  аппарата "Союз" с комплектом научной и контрольно-записывающей  аппаратуры, который в 1970г. был запущен геофизической ракетой  "Вертикаль-1" в космос.

В 1975 году ОКБ  стало заниматься модернизация массовой воздушной мишени Ла-17М, а с 1978 года проводилось конструкторское сопровождение модернизированных  мишеней  под обозначением Ла-17ММ (Рис. 8, 9).

Рис. 8

Рис. 9

Воздушная мишень ЛА-17ММ

Следующей серьезной работой стало создание  самолёта-мишени  М-21 (Рис. 10) на базе сверхзвуковых истребителей МИГ-21 различных модификаций. Эта мишень находилась в серийном производстве с 1981 года.

Логическим продолжением этого ряда изделий стал самолёт-мишень М-23 на базе самолёта МИГ-23. Работа над его проектом приостановлена на этапе макета.

В тот же период был разработан самолёт-мишень М-29 (Рис. 11), созданный на базе учебно-тренировочного самолета L-29 и  запущенный  в  серию  в 1992 году.

Рис. 10 Самолет-мишень М-21                

Рис. 11 Самолет-мишень М-29

Двухместные самолеты (L-29 и  МИГ-23УБ)  послужили  базой при разработке также воздушных командных пунктов ВКП-3 и ВКП-5, задачей которых являлось управление самолётами-мишенями в воздухе.

Однако  ОКБ  не ограничивалось переоборудованием уже  созданных  летательных аппаратов и создавало свои оригинальные аппараты. В 1987 году запуском в серийное производство закончилась  разработка комплекса буксируемой мишени  "Комета" (Рис. 12) с самолётом-буксировщиком Су-7У или Су-25Б (Рис. 13).

Рис. 12 Буксируемая мишень "Комета"

Рис. 13 Самолет буксировщик Су -  25Б     с турболебедкой ТЛ-70 для буксировки мишени "Комета"

В 1993 году в серию запускается разработанный в ОКБ комплекс воздушной мишени "Дань" (Рис. 14), модернизация которого в настоящее время находится на стадии государственныхиспытаний. По данной тематике осуществляется сотрудничество с ОАО «Компания «Сухой» по испытаниям БРЭО истребителей типа Су-30, а также подготовка к испытаниям самолетов-истребителей 5-ого поколения.

Рис.14 Воздушная мишень «Дань»